пятница, 29 июля 2011 г.

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами

 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте Отказаться от рекламы
  
  
  

  Мои подписки      Мои группы      Мои новости     
        Автор 
Сергей Поназдырь
      
  
Автомобили   →   Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами
  
Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами
 
 
Здравствуйте, уважаемые подписчики!

С больной "головой"

Кто, как не мы, поможет постичь науку общения с сервисом! Но для успеха дела важно, чтобы и читатель не был простачком – мог отличить настоящего мастера от рвача. А для этого надо мало-мальски разбираться в железяках. Вот вам живой пример. На видавшей виды "девятке" трижды меняли прокладку головки блока в разных сервисах – с одним и тем же результатом: через несколько тысяч километров прогар, тосол в масле, за выхлопной трубой – белый шлейф... Собственно, с этим машина попала и к нам. Владелец божился: головка, мол, в отличном состоянии, ее проверяли – ничуть не покороблена! "Ладно, вскрытие покажет, в чем тут дело", – решил я. Иногда владельцы чрезвычайно эмоциональны! Оно и понятно: для многих автомобиль ближе самого близкого друга и прочих родственников. Ну а на деле чего только не бывает: о разного рода прогарах, трещинах, свищах мы не раз говорили.

Промучились с разборкой несколько часов. Ломая инструмент, по ходу дела создавая свой, еле-еле вывернули строптивые болты. Сняли головку – и многое прояснилось. Металлическая окантовка прокладки аж впечаталась в металл головки. Болты явно были затянуты ключом с метровой трубой-удлинителем! Ясно, владельцу бесстыдно врали. Головка требовала серьезного ремонта, но в большинстве плодящихся, как грибы, сервисов нет нужных металлорежущих станков и другого оборудования, чтобы исправить покоробленную головку. Есть, конечно, специализированные предприятия, ремзаводы, но связываться с ними хлопотно и накладно! Проще самим затянуть болты головки "до звона", и пусть владелец быстренько раскошеливается. Главное, чтобы течь вновь не появилась в гарантийный срок, но уж этот фокус блестяще освоен!

Непростая нам досталась задача: в средней части прогиб больше полумиллиметра. Ясно, что при ремонте привалочной области ближе к краям надо будет снять не менее 0,6 мм. Степень сжатия увеличится, особенно у первого и четвертого цилиндров. Конечно, деформированы и седла в головке, нарушены геометрические оси направляющих втулок и ось опор распредвала.

Было бы разумно заменить головку, но владелец отказался. Предпочел заплатить за сложный ремонт, хотя это намного дешевле. Разумеется, плоскость мы не восстанавливали – отправили деталь на ремонтный завод.

А как поступить с камерами сгорания? Работа по "подгонке" их объемов к штатным достаточно тонкая и недешевая. Владелец попросил найти иной выход. Мы предложили решить детонационные проблемы установкой микропроцессорного зажигания. Но даже с этой системой некоторая неравномерность работы мотора ощущалась, на что я и обратил внимание владельца. Может, стоит еще с мотором повозиться? Но хозяин – барин. Он заявил, что после всех приключений с этой машиной вполне доволен ее нынешним поведение. На том и расстались.

Забегая вперед, скажу, что работой мотора владелец до сей поры доволен, хотя после визита к нам машина прошла уже около 20 тыс. км. Не обнаружилось, к счастью, и скрытых дефектов, порой сопровождающих сильное коробление головки. Об этой опасности, замечу, влалец был честно предупрежден. Головки, восстановленные после такого коробления, могут скрывать в себе микротрещины, выявить которые невооруженным глазом, без применения специальных технологий, невозможно. В дальнейшем трещины разрастаются и могут "выстрелить" совершенно неожиданно, вдали от какого-либо сервиса...

Довольно часто это происходит при высоких тепловых нагрузках двигателя (езда с использованием мощности, близкой к максимальной, – в спортивном стиле, на высоких скоростях, по тяжелым трассам с песчанными, грязевыми участками, крутыми подъемами и т. д.). Азартному водителю нужно помнить, что мотор после такого ремонта сохранил некоторые "узкие места" – и не стоит требовать от него слишком многого! Опасно повторно перегревать двигатель – даже в пробках. Вот почему я все же считаю более разумным решением не ремонт сильно пострадавшей головки блока, а ее замену новой.

Итак, вы уяснили, в чем была суть халтуры? В весьма вольном обращении с болтами крепления головки к блоку, позволяющем скрыть истинный дефект.

Немного теории

Обычно головка блока коробится от перегрева. Но это бывает и при перетяжке крепежных болтов. Нередко присутствуют оба фактора (особенно если "мастер" хочет уклониться от серьезного и недешевого ремонта головки и, заменив прокладку, просто тянет болты "насмерть"). Прогиб привалочной плоскости до 0,3 мм (в зоне второго и третьего цилиндров) исправить не очень сложно: ее фрезеруют, седла клапанов перешлифовывают. Небольшой разброс степени сжатия по цилиндрам и ее увеличение легко отслеживается системой впрыска: она корректирует углы опережения зажигания. На карбюраторных моторах начальный УОЗ приходится несколько уменьшать.

При более серьезной деформации фрезеровка плоскости головки и шлифовка седел проблемы не решают. Приходится восстанавливать опоры распредвала, уравнивать объемы камера сгорания (сложная операция!), опрессовывать головку. В этом случае, если речь не об импортном узле, который намного дороже ремонта, есть смысл заменить головку новой.

Затяжка крепежных болтов – очень ответственная операция. Ее нужно делать строго "по науке", как описано в руководстве по ремонту. На старых моторах часто регламентировался момент затяжки (например, на классических ВАЗах окончательный составлял 11,5 кгс×м). Это не очень надежный способ оценки усилия на стыке блока и головки, ведь момент сопротивления вращению болта в резьбе может быть разным. Тугая резьба мешает равномерной затяжке. На современных моторах, в сущности, регламентируется вытяжка болтов. Например, на переднеприводных ВАЗах болты надо затягивать на холодном двигателе в несколько этапов. Сначала небольшим моментом – 2 кгс×м, как бы выбирая слабину. Затем – указанным в руководстве маскимальным моментом 7,1–8,7 кгс×м, после чего довернуть их на угол 90о, а затем еще на 90о. Для этого разработаны специальные приспособления. В результате болты работают уже в режиме текучести материала, головка плотно прижимается к блоку более равномерно и в дальнейшем не нуждается в подтяжке.

Современные болты крепления головки к блоку, как правило, разовые. Повторно применять их допустимо лишь в редких случаях, если остаточное удлинение не превысило критического значения. Например, для 8-клапанных двигателей "самар" длина стержня болта не должна превышать 135,5 мм.

Анатолий Вайсман
Ссылки в тему:
Не снимая головку блока
Прокладка крышки головки цилиндров
Дополнительная прокладка
Прокладка крышки головки цилиндров
Прокладка цела
Крышка головки цилиндров Нива
Прокладка для дефорсирования мотора
Материал взят из журнала "За рулем".
 
 
Комментировать выпуск
     В избранное

Прошлые выпуски
Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами    29 июля 2011, 00:06
Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами    28 июля 2011, 00:06
Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами    27 июля 2011, 00:06

Все выпуски рассылки
 
 

Subscribe рекомендует
 
Автомобили  →   рассылки   и   группы
  
INFOX.ru: Авто-Новости
автомобильные новости
Подписчиков: 1704
  Автомобильные новости и статьи на Carsinrus.ru
Самые свежие автомобильные новости и статьи, обзоры и тест-драйвы автомобилей, новинки мирового автопрома и многое другое
Подписчиков: 25
  Все о перевозке грузов
Аналитические статьи и новости отрасли. Информация о регламентирующих документах, нормативах, технологиях и оборудовании в транспортном бизнесе
Подписчиков: 152
 
 
 
Подписан адрес: ivanovaleksiy.gruz@blogger.com
Код этой рассылки: tech.auto.sovetbyv
Архив рассылки
Отписаться:  На сайте  Почтой
Поддержка подписчиков
Убрать рекламу
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Написать автору
 
Рассылка производится: Subscribe.Ru / ЗАО «Интернет-Проекты» / О компании / Политика конфиденциальности

Комментариев нет:

Отправить комментарий